Автор: Рождествин Василий Васильевич
Аннотация: анализируется одна из проблем правовой охраны шрифта, возникшая вследствие изменения способов использования шрифта и способа воспроизведения его знаков. Ранее шрифт воспроизводился при помощи специальных изделий (литер), а в настоящее время шрифт используется с помощью программ для ЭВМ. Трансформация объема правовой охраны шрифта, обусловленная изменением технологий, влечет изменение выбора способа регистрации прав на шрифт.
Ключевые слова: шрифт, права на шрифт, графика шрифта, правовая охрана шрифта, промышленный образец, программа для ЭВМ, регистрация шрифта, шрифтовая программа
Мы постоянно используем шрифты, не замечая этого. Вы читаете эту статью, распознаете каждый символов шрифта и тем самым понимаете смысл. Шрифты считаются произведениями графики и они исключительно многообразны (см. рис. 1-4). Рис. 1. Шрифт «Папирус», автор К. Костелло.
Использован кадр из фильма «Avatar» реж. Дж. Кэмерон. Рис. 2. Шрифт «Мистраль», автор Н. Сироткин Рис. 3. Шрифт «Супрематайп», автор Н. Сирокин Рис. 4. Шрифт «Филада», автор Н. Сироткин
В постиндустриальном обществе информация от человека к человеку передается преимущественно при помощи текста. Текста, набранного определенным шрифтом. Графические свойства выбранного шрифта непосредственным образом сказываются на восприятии текста и даже на узнаваемости продукции, услуг (товарные знаки и знаки обслуживания), торговых предложений и даже идей. Индикатором увеличения роли шрифта в информационном обществе является значительный рост интереса к типографике. Хозяйствующие субъекты активно используют индивидуализирующую роль шрифта, заказывая разработку корпоративного шрифта или приобретая лицензию на тиражный шрифт. Растет число правообладателей новых шрифтов: шрифтовых студий, индивидуальных разработчиков, заказчиков разработки шрифтов. Также растет число применяемых шрифтовых лицензий.
При заключении любого договора стороны преследуют цель минимизации рисков. При заключении договора, предметом которого является распоряжение исключительным правом (отчуждение, лицензия), для минимизации рисков приобретателю важно убедиться в принадлежности правообладателю такого права, что могла бы обеспечить государственная регистрация права.
Шрифт считается произведением графики [1]. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» [2]. Таким образом, шрифт как графическое произведение не подлежит обязательной государственной регистрации. Добровольная государственная регистрация для произведения графики также не предусмотрена.
Но при этом шрифт может быть зарегистрирован в качестве промышленного образца и в качестве программы для ЭВМ. Оба способа используются правообладателями, но зачастую без учета того, что регистрируются объекты с разными объемами и сроками охраны, разные по своей правовой природе. При этом в случае возникновения спора действия правообладателя по государственной регистрации могут быть оценены как согласие правообладателя с объемом и сроками предоставляемой объекту охраны (принцип эстоппель).
Проанализируем оба режима правовой охраны шрифта и сравним соответствие выбранного способа регистрации правовой природе шрифта.
Такой анализ и сравнение невозможны без исторического отступления. Раньше шрифты существовали в виде отлитых в металлическом сплаве литер (см. рис. 5), которые были необходимы для перенесения краски на поверхность, на которой воспроизводились знаки шрифта. После литер появились линотипы, типографские матрицы, фотопластины. По своей сути это были специальные промышленные изделия, которые были необходимы для воспроизведения конкретного шрифта на поверхности.
Рис. 5. Литеры. Источник цитирования: https://nobelfaik.livejournal.com/56462.html
Создание новых шрифтов было чрезвычайно сложным и затратным. Поэтому создатели шрифтов одни из первых пытались защитить свои права от незаконного копирования – как известно, один из первых в мире патентов на промышленный образец был выдан в XV веке именно на типографский шрифт [3 – стр. 54]. Исторический подход говорит о том, что получение патента на шрифт – это органичная реализация института защиты прав на промышленный образец.
Более того, в соответствии с Международной классификацией промышленных образцов [4], установленной Локарнским соглашением [5], в класс 18 «Типографское и офисное оборудование» включен подкласс 18-03 «Типографские шрифты и знаки», вводящий следующие виды промышленных образцов: «шрифты для вывесок, шрифты для пишущих машин, шрифты для субтитров фильмов, шрифты светящиеся, шрифты типографские». Можно было бы считать, что законодателем – посредством присоединения к Локарнскому соглашению – установлен порядок регистрации шрифта.
Безусловно, все вышеприведенное верно для такой формы существования и использования шрифта, как типографские литеры и иные подобные изделия. Но новые технологии изменили способы использования и воспроизведения шрифта, что повлекло существенное изменение объема и особенностей правовой охраны шрифта, в том числе его регистрации.
Литеры и типографские матрицы уходят в прошлое. Печать или иное нанесение знаков шрифта осуществляется принципиально иным образом – посредством воспроизведения знаков шрифта с помощью принтеров различного типа или путем воспроизведения на различных экранах: смартфона, ноутбука при отображении веб-страницы, книги на электронных чернилах, монитора при просмотре pdf-документа, уличного экрана. Теперь экземпляры шрифта, необходимые для воспроизведения знаков, существуют в другой форме (см. рис. 7) – в виде программы для ЭВМ.
Рис.7. Современная форма существования шрифта
Необходимо признать, что регистрация шрифта в качестве промышленного образца более не соответствует правовой и фактической природе шрифта. Трансформация формы существования шрифта в цифровую среду повлекло изменение объема его охраны и изменение соответствующей формы его регистрации. Правовое регулирование в данном случае отстало от эволюции технологий.
В соответствии со статьей 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] «в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства», при этом существенными являются «эстетические особенности внешнего вида изделия».
Понятие «изделие» используется четырнадцать раз в тексте статьи 1352 ГК РФ «Условия патентоспособности промышленного образца». В соответствии с толковым словарем Ожегова [6 – стр. 240], «изделие: 1. Выделка, производство. Товар кустарного изделия. 2. Вещь, товар. Ремонт металлических изделий». Таким образом, изделие является разновидностью вещи, понятие которой определено в законодательстве и правовой доктрине [7, стр. 33] как предмета материального мира.
Анализ зарубежного законодательства позволяет прийти к аналогичным выводам. В ст. 3 Регламента ЕС N 6/2002 от 12.12.2001 приводится следующее определение изделия или продукта для целей регистрации промышленных образцов: «Продукт (изделие) означает любую промышленно или кустарно изготовленную вещь» [8]. При этом «согласно ст. 2 (4) Патентного закона КНР к исключаемым изделиям, для которых не могут быть созданы образцы, относятся графические символы и типографские шрифты, а также изделия в области печати» [8].
Следует признать, что существует практика регистрации произведений, в том числе программных пользовательских интерфейсов, в качестве промышленных образцов. Представляется, что в таком случае в качестве изделий регистрируется содержание произведений. В некоторых публикациях указываются преимущества использования института промышленных образцов для регистрации шрифта [9]. Однако автор считает, что в отношении шрифта патентом на промышленный образец должно охраняться только создаваемое промежуточное специальное изделие – типографская литера или форма, в котором воспроизведена графика шрифта. То есть критерием охраны в качестве промышленного образца является наличие изделия, необходимого для воспроизведения знаков шрифта на какой-либо поверхности, но непосредственно данные знаки не воспроизводящего.
Шрифт в современных формах не существует в виде вещи. Разумеется, шрифт создается в объективной форме на материальном носителе, но является произведением и имеет нематериальную природу, как и любое другое произведение. Представляется, что регистрация нематериального объекта (произведения) в виде материальной вещи (изделия), в которой данный объект никогда не будет существовать, противоречит самой сути правовой природы промышленного образца. Трудно признать вещью или изделием факт программного отображение знаков шрифта на экране смартфона и компьютера одновременно. Также трудно признать производителя принтера нарушителем прав на шрифт по той причине, что принтер напечатал охраняемые знаки шрифта.
Современные шрифты не имеют промежуточной формы существования в виде изделия – в объективной форме они создаются в виде программного обеспечения и воспроизводятся на поверхностях при помощи различных принтеров или экранов. Таким образом, современный шрифт пропускает «промежуточную» форму существования в виде литер, без которых ранее было невозможно воспроизвести шрифт на носителе и которые как раз и являлись предметом купли-продажи. Представляется, что только оборот «промежуточной» формы существования шрифта в виде изделия (например, литеры) должен получать защиту в качестве промышленного образца.
В российском праве, как и в праве большинства стран, символы шрифта охраняются как произведение графики. Шрифтовая программа вмещает в себя символы шрифта и является инструментом воспроизведения шрифта. Данный вывод автора статьи был поддержан коллегией Суда по интеллектуальным правам, которая указала, что «передаваемая в пользование по лицензионному договору программа ЭВМ является электронной версией того же шрифта, то есть техническим средством, служащим для обеспечения использования объекта авторского права (шрифта) при его воспроизведении с использованием ЭВМ» [10]. В том же деле регистрация программы для ЭВМ была признана создающей презумпцию авторства на сам графический шрифт.
Однако программа для ЭВМ (шрифтовое программное обеспечение) является не только оболочкой для графических знаков шрифта и инструментом воспроизведения шрифта, но и может содержать дополнительные творческие компоненты (например, разнообразные «OpenType fonts features»).
Статья 1261 ГК РФ [2] предоставляет программе для ЭВМ собственную правовую охрану, покрывающую не только программные конструкции, но и данные, а также порождаемые программой аудиовизуальные отображения и подготовительные материалы. Законодательное определение позволяет сделать вывод, что графика шрифта может охраняться и в качестве элемента программы для ЭВМ.
Следует оговориться, что даже воспроизведенный без использования технических средств шрифт продолжает охраняться в качестве произведения графики. Шрифт, перерисованный «под копирку» либо творчески переработанный, продолжает охраняться как произведение графики либо переработанное графическое произведение.
В результате сравнения способов регистрации можно сделать вывод, что для современных шрифтов, существующих в виде программы для ЭВМ, надлежащим способом регистрации будет регистрация программы. Для шрифтов, не существующих в виде программы, может быть применена регистрация в качестве промышленного образца.
Данные результаты и выводы не требуют изменения правового регулирования. Можно сказать, что они лишь констатируют направление вектора развития права в данной области под влиянием изменения технологий.
Некоторые умозаключения статьи могут показаться дискуссионными, но из вышеприведенного общего вывода можно прийти к следующим конкретным рекомендациям для юристов-практиков:
Автор полагает, что данная тема нуждается в дальнейшем исследовании и рассчитывает в последующих статьях более полно раскрыть проблемы, связанные с технологически обусловленными изменениями охраны шрифтовых произведений.
Список литературы